ОЛЕГ ТАБАКОВ
(1935–2018)






ОЛЕГ ТАБАКОВ
(1935–2018)
12 марта ушёл из жизни режиссёр театра и кино, актёр,
художественный руководитель «Табакерки» и МХТ имени А. П. Чехова Олег Табаков
.
ЦИФРЫ


более 200
ролей в театре и кино



27
озвученных
мультфильмов


4 ордена
«За заслуги перед отечеством»

БИОГРАФИЯ
18 августа 1935
Олег Табаков родился в Саратове, в семье врачей Павла Кондратьевича Табакова и Марии Андреевны Березовской.
1955-1958
Руководил отделом комсомольской жизни в газете «Смена». Был редактором областного комитета по радиовещанию. В 1955 году вышла его первая книга «Лирические стихи». В 1958 году вышел его второй поэтический сборник «Родное».


1953
Окончил школу, поступил в Школу-студию МХАТ. Был одним из лучших студентов Василия Осиповича Топоркова, народного артиста СССР.
1957–1983
Олег Табаков был ведущим артистом «Современника». Он стал известен благодаря ролям в спектаклях «Голый король», «Три желания», «Всегда в продаже», «Обыкновенная история».
1970
Стал главным режиссёром театра «Современник».
1976
Работал за рубежом в театре Шеффилда (Великобритания) в качестве преподавателя и режиссёра-постановщика.
1977
В помещении бывшего угольного склада был создан театр «Табакерка» (Московский театр под руководством Олега Табакова).
1978
Состоялся первый спектакль театра «Табакерка» «С весной я вернусь к тебе» по пьесе Алексея Казанцева.
1983
Табаков перешёл во МХАТ по приглашению Олега Ефремова, художественного руководителя театра.
1986–2000
Был ректором Школы-студии МХАТ, выпустил четыре актёрских курса, руководил совместной аспирантской программой Школы-студии и Университета Карнеги Меллон (США).
1992
Олег Павлович основал Летнюю школу имени К. С. Станиславского в Бостоне (США).
2000
Ушёл с поста ректора Школы-студии МХАТ, но оставался в должности заведующего кафедрой актёрского мастерства института до конца жизни.

В том же году возглавил Московский Художественный театр имени А. П. Чехова, обновил репертуар и привлёк в театр российских режиссёров (Кирилла Серебренникова, Евгения Писарева, Марину Брусникину, Адольфа Шапиро).
2004
Олег Табаков был удостоен российской театральной премии «Чайка» в номинации «Сердце ангела».
2004–2016
Был президентом международного фестиваля документальной мелодрамы «Саратовские страдания».
2008
По инициативе Табакова был открыт театральный колледж при театре «Табакерка», в котором дети со всей страны могли учиться актёрскому мастерству.
2014
Благодаря Табакову перед зданием МХТ в Камергерском переулке был открыт памятник основателям театра — Станиславскому и Немировичу-Данченко.
12 марта 2018
Олег Павлович Табаков скончался после продолжительной болезни.
ФОТОГАЛЕРЕЯ
ИСТОРИИ ИЗ ЖИЗНИ
«Крещение через сострадание»

В годы Второй мировой войны отец Олега Табакова ушёл добровольцем на фронт, а мать перенесла брюшной тиф. После болезни она пошла служить в действующую армию — там была еда, а чтобы полностью поправиться, нужно было хорошо питаться. Мария Андреевна работала в эвакогоспитале №4157 возле солёного озера Эльтон, куда привозили раненых из-под Сталинграда. С собой она привезла и сына Олега. Однажды мать попросила его: «Ты пойди к раненым, почитай им». Олегу Табакову было семь лет, и он уже знал много стихов и песен. Мальчик пришёл в палату для тяжелораненых. Он запел: «В боевом полевом лазарете, где дежурили доктор с сестрой <…> На рассвете умирает от раны герой».

Люди слушали и плакали. Но, как вспоминал Олег Табаков, они плакали не из-за сентиментальной песни. Раненые вспоминали своих детей. Они вынимали из тайников куски рафинада, пропахшего табаком, и отдавали Олегу с такой настойчивостью, что мальчик не мог отказаться. Эту историю Табаков назвал «крещением в профессии через сострадание».

Это всё, наверное, такие вещи, которые заложили во мне основы понимания, что такое добро, что такое помощь, что такое, действительно, доброта человеческая, что такое радость и что такое горе. И всё это вместе взятое, наверное, и есть, может быть, причина моего патологического душевного здоровья ... И способности понимать и думать о тех людях, которым живется хуже, чем мне. Вот такой след в моей жизни оставила Великая Отечественная война.
Олег Табаков
Путь на сцену

После войны мать привела Олега Табакова в Саратовский дворец пионеров в шахматный кружок. Мальчик делал успехи, но однажды во дворец пришла Наталья Сухостав — актриса, режиссёр и педагог. В её драматическом кружке не хватало мальчиков. «А что надо делать?» — спросил Олег Табаков. Заданием было подняться на сцену и сказать: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Олег сказал, что требовалось, на что Сухостав резюмировала: «Да, голос тусклый. Ну ладно, попробуем». Так Табаков попал в драматический кружок и пробыл там целых три года.

Актёр был признателен своему первому педагогу всю жизнь. Когда Сухостав скончалась, ученики за свой счёт возвели ей памятник.

Олег Табаков уже в середине девятого класса точно знал, что будет поступать в театральный институт. Бабушки его отговаривали, а когда Табаков уезжал в Москву, молились, чтобы он не поступил. Мама Олега Павловича мечтала, чтобы сын стал гинекологом, потому что в те времена они хорошо зарабатывали.

Позже Олег Табаков говорил: «Мой вклад в советскую медицину заключается в том, что я не стал гинекологом».

Олег Табаков в молодости
Источник: 24smi.org
Испытания

Олег Табаков не раз попадал в ситуации, которые угрожали его жизни. Но даже в самые опасные минуты актёр думал о своей театральной миссии.

Когда Олегу Табакову было 12 лет, он жил в Саратове с родителями. Однажды он запрыгнул на заднюю подножку трамвая номер шесть, который ходил по улице Горького. Вдруг мальчик почувствовал, что его правая нога медленно сползает под колесо. В тот момент он подумал: «Я хочу быть актёром, а с отрезанной ногой куда я гожусь?» В следующую секунду майор-фронтовик, стоявший рядом, схватил Олега за воротник и втащил обратно на подножку трамвая. «Не делай этого больше!» — пригрозил майор.

Уже будучи студентом Школы-студии МХАТ, Олег Табаков летел на ИЛ-12 и сидел у иллюминатора. Вместе с ним в самолёте было восемнадцать человек. Студент любовался Тамбовской землёй и вдруг увидел под крылом огонь. Он сразу начал молиться: «Господи, спаси и сохрани мою маму». После этого он попросил: «Если можно, дай мне шанс, помоги спастись, я очень люблю театральное ремесло и всегда буду служить театру». Как вспоминал Табаков, после этих слов самолет «перестал падать».

Спустя несколько лет Олег Табаков летел из Вены в Варшаву. Во время полёта он кокетничал с соседкой справа. Вдруг из кабины пилота вышел взволнованный штурман и быстро прошёл в хвост самолета. В салоне раздался странный звук. Табаков обернулся и увидел пламя из-под обшивки самолёта. Пассажиры сильно нервничали. Когда самолёт долетел до места назначения, актёр заметил, что хвост судна был совершенно обуглен.

«Согласитесь, многовато испытаний для одного человека», — позже вспоминал Олег Табаков.

«Неправильно ты, дядя Фёдор, бутерброд ешь!»

Олег Табаков любил вкусно поесть. Будучи студентом Школы-студии МХАТ, он часто получал из Саратова домашнее варенье, мёд и прочие сладости. Его вечно голодные однокурсники часто пользовались щедростью друга. Иногда они специально выманивали его из комнаты, чтобы забрать присланную еду. Поэтому у Табакова появилась привычка прятать посылку из дома под матрас. Там находили то глазированные орехи, то воблу.

В 1973-м году Георгий Товстоногов ставил спектакль «Балалайкин и Ко» в «Современнике». Табаков играл там роль адвоката. Во время одного из перерывов на обед он набрал в буфете всего, да побольше: первое, второе, закуски, компот. Только он сел за стол, как вдруг услышал по трансляции свое имя и просьбу подняться на сцену. Разочарованный Табаков уже готов был расстаться с едой, как пришла другая беда: к его столику подсел Валентин Гафт. А уж он-то не преминул бы съесть его обед. Но актёр нашёл выход из положения: «Валя, я сейчас бегу на сцену, но скоро вернусь. А чтобы тебя мой обед не соблазнял, вот: тьфу, тьфу, тьфу!». И Табаков методично плюнул в каждую тарелку. Гафт быстро нашёлся: он обвинил Табакова в невежливости и повторил ритуал с каждой из тарелок друга.

Олег Табаков и Валентин Гафт
Источник: newtimes.ru
Хотя к еде Табаков питал особую страсть, жадным он никогда не был. Три раза в год — на Рождество, в день рождения МХАТа и в Международный день театра — он делал всему коллективу, включая обслуживающий персонал, вкусные подарки.
«Табакерка»

Летом 1977-го года Олег Табаков с помощью Юрия Гольцмана, начальника РСУ Бауманского района, отыскал во дворе жилого дома №1а по улице Чаплыгина запущенное подвальное помещение. Оно было забито хламом, так как раньше это был угольный склад.

С условием, что помещение приведут в порядок, Олегу Табакову разрешили там заниматься с будущими актёрами. Тогда Табаков вместе со своими учениками из ГИТИСа за несколько месяцев убрал весь мусор и сделал ремонт. Отсыревшие стены и пол невозможно было полностью очистить от угольной пыли, поэтому стены и доски покрасили в чёрный цвет. В небольшом зале поставили ряды лавочек, а на двери повесили табличку «Студия молодых актёров».

Актёры «Табакерки»
Источник: 1001.ru
Уже через год в студии сыграли первый спектакль по пьесе Алексея Казанцева «С весной я вернусь к тебе». О студии писали известные журналисты и критики того времени: Евгений Сурков, Александр Свободин, Алексей Аджубей.

Труппа имела невероятный успех на гастролях в Венгрии, коллектив был сплочён и уже имел постоянный репертуар. Однако официального статуса студия так и не получила и в 1980-м году ей и вовсе пришлось завершить работу. Студентам-актёрам было запрещено работать вместе, а Олегу Табакову не разрешили перейти всей студией в другой театр. Идею строительства театра в Брянске или Подольске также не поддержали — функционеры партии увидели в первой «подвальной» постановке «Табакерки» идеологически неправильный образ Павла Корчагина. Студентам Олега Табакова пришлось разойтись по разным театрам. Но они всё равно продолжали собираться в «Табакерке» по ночам, репетировать и выпускать премьеры.

Кадр из первого спектакля «Табакерки» «С весной я вернусь к тебе»
Источник: tabakov.ru
Спустя год Олег Табаков всё же смог продолжить работу официально. Он набрал новый актёрский курс из числа абитуриентов, не поступивших в другие театральные ВУЗы. Но уже весной 1982-го года требовательный педагог распустил студию и оставил только четырёх человек, среди которых была Евдокия Германова, и добрал новых. Благодаря этому в ученики к Табакову попали Марина Зудина, Надежда Тимохина, Сергей Беляев, Алексей Серебряков. Также к ним присоединились некоторые актёры «первого созыва».

Именно этот состав стал основной труппой театра. Но официальный приказ о создании театра-студии под руководством Олега Табакова был подписан лишь в 1986-м году. Официальное открытие «Табакерки» состоялось 1 марта 1987-го года, когда Табаков готовил к выпуску второе поколение своих учеников. Несмотря на огромное опоздание, Табаков написал: «Сбылась моя мечта о собственном театре. О большой семье, где много детей и где "всё по справедливости"».

Студия — это было всё. Семья, жизнь, любовь для всех. У Олега Павловича был спектакль «Маугли», где эта фраза Киплинга: «Мы с тобой одной крови». Могу сказать и о себе, и об учениках Олега Павловича: мы одной крови. Потому что Олег Павлович выбирал студентов, актёров, соответствующих его энергетике, эмоциональности, и по духу очень близких. Интуитивно. Он тогда не знал, какими мы будем. Но он многое ощущал и про нас знал.
актриса Марина Зудина, вдова Табакова
Шутки ради

У Олега Табакова было прекрасное чувство юмора. Один из его самых известных образов — буфетчица Клавдия Ивановна. Эту небольшую роль он получил в спектакле «Всегда в продаже» театра «Современник». Экстравагантная уже по сценарию, буфетчица Клава в свободном исполнении Табакова сразу понравилась публике. На сцене она ругала клиентов или флиртовала с ними, а в антракте, поправляя накладной парик, спускалась к зрителям и жаловалась на сложную работу. Перед тем, как выйти на сцену, Табаков несколько часов ходил в гриме и общался со всеми в образе Клавдии Ивановны. В таком виде он даже принимал людей в своем директорском кабинете. На другой известный женский образ — няню мисс Эндрю из фильма «Мэри Поппинс, до свиданья!» — Табакова вдохновила тёща, за которой он долго наблюдал, чтобы сыграть правдоподобно.
Отрывок из спектакля «Всегда в продаже»
Учитель

Табаков всегда искал новые таланты. С 1973-го года он преподавал: вёл курсы сначала при «Современнике», потом в Школе-студии МХАТ и Университете Карнеги Меллон (США). Позже Табаков создал свою собственную актёрскую школу для детей. Он понимал, чего хочет от студентов, азартно погружался вместе с ними в работу и учил их с самоотдачей, на износ.

Как-то раз Табаков с курсом, который набрал «Современник», поставил спектакль «Женитьба». Худрук Олег Ефремов не допустил постановку до сцены, но Олег Павлович так просто не сдался. Он провёз «Женитьбу» по всей Сибири, и постановка прошла с большим успехом.

Талант абитуриента Табаков определял с первого взгляда. На это дело у него было удивительное чутьё, и коллеги часто спрашивали его мнение. Актёр Авангард Леонтьев рассказывал, как однажды ему довелось набирать новый курс в Школу-студию без Олега Табакова, тот лежал в больнице. Леонтьев засомневался в одном поступающем, а совета получить не мог. Тогда он повёз абитуриента к Табакову. Олег Павлович провёл прослушивание прямо в палате, не вставая с кровати. И принял студента.

Олег Павлович с актёрами МХТ имени А. П. Чехова
Источник: meduza.io
Ответный розыгрыш

Однажды на съёмках картины «Продолжение легенды» Табаков решил подшутить над актёром Евгением Евстигнеевым. В сцене знакомства герои должны были пожать друг другу руки. Табаков, предварительно намазав ладонь вазелином, невозмутимо протянул Евстигнееву руку. Евгений Александрович так же спокойно пожал протянутую руку и сымпровизировал. Якобы в порыве ласки, Евстигнеев потрепал Табакова испачканной рукой по лицу и погладил по волосам. Съёмочная площадка буквально взорвалась от смеха актёров, наблюдавших за происходящим.
В моей жизни — зрительской, профессиональной, да и просто человеческой — Женя Евстигнеев занимал столь существенное место, что, когда он умер, мне показалось, будто и часть меня ушла вместе с ним.
Олег Табаков
Танков не боялся

В неспокойном 1991-м году перед МХАТ в проезде Художественного театра (старое название Камергерского переулка) стояли танки. Естественно, всех, кто находился там, пугало такое соседство. Никто не знал, будут ли танки стрелять в людей. Неожиданно сверху раздался голос Табакова. Олег Павлович с третьего этажа крикнул танкистам: «Ребята, вы из какого города приехали?» Из машины высунулся молодой, улыбающийся, лет 18 танкист и ответил, из какой провинции прибыл. Это моментально разрядило обстановку.
Олег Павлович Табаков, 1990-е
Источник: kino-teatr.org
Табаков не Табаков

Олег Павлович несколько раз в год навещал друга, генерального директора завода «Пневмостроймашина» Анатолия Ивановича Павлова. Он жил в Екатеринбурге. Табаков приезжал туда отдыхнуть от работы. Он любил пройтись по рынку, поговорить с людьми, забыть об известности.

Однажды друзья отправились на маленький вещевой базар. Павлов отошёл покурить, а Табаков заинтересовался лавочкой бабушек, которые торговали вязаными вещами. Пока Анатолий Иванович курил, недалеко от него две женщины пытались определить, действительно ли они видят на рынке Табакова. Спор привёл к тому, что самая смелая спорщица подошла к Табакову и поздоровалась с ним. «Какой я вам Олег Павлович? Да не Табаков я. Вечно меня с этим Табаковым путают», — картинно возмутился актёр и продолжил увлекательное разглядывание товара. Когда женщины ушли, Павлов спросил друга, почему он отказался от своего имени. «Толяша, представляешь, что началось бы, если бы я им сказал, что я Табаков», — заметил актёр.

С Анатолием Павловым в Екатеринбурге
Источник: ura.ru
САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ РАБОТЫ
Спектакли
«Вечно живые» (1956)

Первый спектакль студии молодых актёров при МХАТ под руководством Ефремова стал легендой. «Вечно живые» Виктора Розова — спектакль о том, что подлость, героизм, любовь и жажда наживы, самолюбие и сожаления терзают сердца людей в военное время точно так же, как и в мирные дни. Фраза из спектакля «Если я честен, я должен» стала девизом как самого театра, так и всего поколения шестидесятников.
В спектакле Табаков сыграл роль Миши — голодающего и «не очень идейного» студента, который все заработанные деньги отсылает матери.
Своего помещения у «Современника» на тот момент не было, поэтому премьера состоялась на маленькой учебной сцене МХАТ поздней ночью. Из зрителей — одни студенты. Спектакль закончился в четыре утра, но публика отказывалась расходиться. Актёрам пришлось вернуться в зрительный зал, чтобы выслушать комплименты и поздравления.
Позже на основе пьесы «Вечно живые» Розов написал сценарий для фильма «Летят журавли».


Премьера спектакля «Вечно живые»
Источник: diletant.media
«Ревизор» (1968)

«До этого переломного момента я переживал период розового ученичества, всё ещё пребывая в счастливой и невозвратной поре детства. А тут, в одночасье, одной ролью, перешёл в категорию талантливого, подающего серьёзные надежды артиста», — писал Табаков в биографии «Моя настоящая жизнь» о сыгранном на втором курсе отрывке из «Ревизора».
Роль Хлестакова, по его признанию, стала одной из самых важных и любимых в жизни. «В "Ревизоре» впервые было нащупано моё главное актерское достоинство — амплуа комического артиста. Природа моя расцветает в характерности», — считал Табаков.
Вновь сыграть любимую роль ему удалось только спустя тринадцать лет после того ученического этюда, когда в 1968-м году Чехословацкий театр «Чиногерны клуб» пригласил Табакова на роль Хлестакова.
Спектакль имел невероятный успех. С этого момента Табаков стал абсолютным любимцем публики и получил признание в театральном сообществе.


Олег Табаков образе Хлестакова
Источник: kino-teatr.ru
«Двенадцатая ночь» (1975)

Мальволио из «Двенадцатой ночи» — одна из самых узнаваемых театральных ролей Табакова. Ему удивительным образом удавалось заставить зрителя сопереживать мелкой душонке, подлецу и спесивцу Мальволио. И дело здесь не только в личном обаянии Табакова, но и в долгой работе над созданием образа. Начиная работать над ролью, Табаков всегда старательно продумывал не только психологию, но и внешний вид своего героя.
Сейчас сложно представить Мальволио Табакова без роскошных русых кудрей и нелепых щеголеватых усов. А ведь изначально Табаков хотел играть Мальволио в «лысом» парике. Парик даже успели заказать на Мосфильме.
Но тут один из гримёров театра предложила Табакову играть Мальволио с накладными ресницами. Взгляд больших голубых глаз Табакова казался ей слишком прямым и честным для льстеца и труса.
На генеральной репетиции Табаков появился весь в чёрном, с огромными голубыми накладными ресницами и густыми кудрями до плеч. Говорят, что малейший проблеск чувства в глазах Табакова-Мальволио можно было увидеть даже с галёрки.
В 1978-м году по «Двенадцатой ночи» «Современника» сняли фильм-спектакль.

Первая часть фильма-спектакля
«Амадей» (1983)

Ещё один знаменитый спектакль, связанный с крутым поворотом в жизни Табакова — роль Антонио Сальери в пьесе Шеффера «Амадей». Это первый спектакль Табакова после перехода в Художественный театр и один из самых долгоживущих — он был в репертуаре около 30 лет.
«Сальеризм — болезнь распространенная. У каждого Моцарта — свой Сальери. Трудно признать чужой талант, обрадоваться ему, особенно в театре, в этом "террариуме единомышленников", как пошутил однажды Георгий Товстоногов», — рассказывал Табаков.
Однако у самого Табакова проблем с признанием чужого таланта не было никогда. В другом случае ему не удалось бы воспитать целую плеяду больших, ярких актёров.
Начиная с 1999-го года у Табакова ппоявился «свой» Моцарт — Сергей Безруков.

Спектакль «Амадей»
«Тартюф» (2004)

Впервые на сцене МХТ «Тартюфа» поставил великий Станиславский. Второго «Обманщика» поставил Эфрос. Постановка 2004-го года с Табаковым в заглавной роли — третья. У Станиславского, по воспоминаниям современников, получилась «трагедия обманутого доверия». Эфрос создал спектакль лёгкий и умный. А режиссёр Нина Чусова сосредоточилась на комическом и социальном аспекте пьесы. Спектакль много критиковали за потакание зрительским вкусам и «богатые» позолоченные декорации. Но Табаков в одной из самых «характерных» ролей в истории театра просто не мог не запомниться и не полюбиться публике.

«Тартюф»
Источник: photoxpress.ru
Фильмы
«Тугой узел» (1956)

Фильм снят по одноимённой повести Владимира Тендрякова. Он стал дебютным для Олега Табакова.
По сюжету председатель колхоза Игнат Гмызин берёт к себе на воспитание Сашу Комелева, сына умершего секретаря райкома. Мальчик устраивается в колхоз и поступает на заочное отделение института. Он влюбляется в девушку Екатерину. Но та отдаёт предпочтение новому секретарю Мансурову.
Фильм к экранам не допустили — «Тугой узел» посчитали идейно-порочным. Переделка фильма заняла год. После этого он был выпущен под названием «Саша вступает в жизнь». Но на экранах он долго не продержался. В первоначальном варианте фильм вышел только в 1989-м году.

Источник фото: 1tv.com
«Шумный день» (1960)

Фильм стал дебютным для театрального режиссёра Анатолия Эфроса. Вместе с Георгием Натансоном они сняли картину по мотивам пьесы Виктора Розова «В поисках радости». В основе сюжета рассказ об одном дне московской семьи. Она состоит из матери и четырёх взрослых детей. Кто-то из них учится в институте, кто-то работает.
В семье происходит ссора из-за мебели, которой обставлена квартира. Но конфликт оказывается намного глубже.
Картина также не сразу дошла до зрителей. Прежде чем она вышла на экраны, её несколько раз отсматривали. Но фильм всё же вышел и завоевал народную любовь. А исполнитель главной роли Олег Табаков был признан любимцем всей молодёжи.


Источник фото: 22-91.ru
«Война и мир» (1965-1967)

Один из самых дорогостоящих фильмов в мировой практике — официально объявленный бюджет составлял 18 млн. рублей, который окупился в прокате втрое.
Фильм Сергея Бондарчука задумывался как ответ на экранизацию режиссёра Кинга Видора. В 1968-м году кинолента получила премию «Оскар».
Актёрский состав фильма впечатляющий: начинающие актрисы Людмила Савельева и Антонина Шуранова, мхатовцы старого поколения Анатолий Кторов, Ангелина Степанова, Виктор Станицын. В этой грандиозной киноэпопее Олег Табаков сыграл роль Николая Ростова.

Источник фото: visualrian.ru
«Семнадцать мгновений весны» (1973)

Триумфом актёрской карьеры Табакова можно считать «Семнадцать мгновений весны». В фильме Татьяны Лиозновой Табаков играл Шелленберга. Внешне актёр сильно походил на своего персонажа. После съемок он получил письмо от племянницы Шелленберга. Она писала, что каждый раз пересматривает фильм, чтобы вспомнить своего дядю. Но с такой оценкой были согласны не все. Многие зрители писали, что Табаков не подходит на роль — у него слишком мальчишеское лицо.
Недоволен актёром был и руководитель КГБ Юрий Андропов. Он вместе со своими подчинёнными присутствовал на закрытом показе первых двух серий фильма во Дворце культуры КГБ. Андропов считал, что образ врага вышел слишком человечным и вызывал симпатию.


Источник фото: i2.guns.ru
«Д'Артаньян и три мушкетёра» (1978)

Фильм основан на романе Александра Дюма «Три мушкетёра». Сюжет по сравнению с оригиналом немного изменён. В картине много музыки. Олег Табаков в этом фильме сыграл короля Людовика XIII, человека слабохарактерного, подверженного чужому влиянию, ревнивого, но по большей части добродушного и немного забавного. Он не видит, какие интриги разворачиваются вокруг него, дворцовые игры обходят его стороной.
Кстати Олег Табаков, как и многие актёры в этом фильме, существенно старше своего героя. На момент съёмок ему было 43 года. Реальный Людовик XIII, которому по сюжету всего 24, до такого возраста вообще не дожил.


Источник фото: rg.ru
«Москва слезам не верит» (1979)

Фильм рассказывает о трёх восемнадцатилетних девушках, приехавших покорять Москву. У них разные характеры, разные цели и, соответственно, разные судьбы.
Олег Табаков сыграл в фильме женатого любовника главной героини Катерины. Изначально в картине даже была сцена эротического характера, но она вызвала негодование худсовета. И хотя ничего, кроме страстных поцелуев и объятий, в этих кадрах не было, из фильма его в результате убрали.
Бюджет фильма был небольшим (всего 550 тысяч рублей). Поэтому большие кассовые сборы и популярность картины стали для режиссёра Владимира Меньшова большой неожиданностью. А в 1981-м году фильм получил «Оскар» и Государственную премию СССР.


Источник фото: starhit.ruм
«Мэри Поппинс, до свидания!» (1983)

Фильм был снят по мотивам повести Памэлы Трэверс «Мери Поппинс». По сюжету действие происходит в пригороде Лондона в 80-ые годы. Супруги Бэнкс дали объявление в газету о поиске няни. Они предложили минимальное жалование. На объявление откликнулась только одна девушка — Мэри Поппинс. В скором времени она стала любимой няней. Но однажды ей пришлось ненадолго покинуть семью Бэнксов. Её место заняла мисс Эндрю, которую сыграл Олег Табаков.
На пробы актёр пришёл с фиксой (металлической коронкой на зубе). Но режиссёр фильма Леонид Квинихидзе не оценил задумку. Тогда Табаков выступил с новыми предложениями. В итоге ему приделали бюст и сделали маникюр. И как признавался сам Табаков, ради роли он впервые побрил ноги и надел чулки.


Источник фото: 1c-interes.ru
Мультфильм
«Трое из Простоквашино» (1978–2008)

Мультфильм создан по мотивам повести Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот». По сюжету самостоятельный мальчик Дядя Фёдор уходит из дома вместе с котом Матроскиным. По пути к ним прибивается пёс Шарик, и они вместе начинают жить в деревне Простоквашино.
Кота Матроскина, хозяйственного и язвительного, озвучил Олег Табаков. Именно его голосом мудрый кот советует есть бутерброд колбасой вниз, ссорится с Шариком и спорит с упрямым почтальоном Печкиным.
Как уже заявил Союзмультфильм, новые серии мультика, выход которых планируется в этом году, будут посвящены Олегу Табакову. В начале каждого эпизода будет памятная надпись.


Источник фото: allfun.md
ПРАВИЛА ЖИЗНИ ТАБАКОВА
Не надо бояться быть глупым, смешным, нелепым. Человек так устроен, что в нём масса интересного чаще всего остается за кругом нашего внимания. Мы идём по первому слою.
Олег Табаков

Работа над ролью — это не только заучивание текста. Думайте над ролью хотя бы пятнадцать минут в день. Чистишь зубы — подумай, едешь в метро — подумай.
Олег Табаков

В понятие интеллигентности я вкладываю то, что говорится в Оксфордском толковом словаре: «Русский интеллигент — это человек, болеющий за тех, кому живётся хуже, чем ему».
Олег Табаков

Умение сказать «спасибо» — одна из важных привычек.
Олег Табаков

Со всеми неприятностями я справляюсь при помощи рюмочки беленькой и десяти часов здорового сна.
Олег Табаков

УЧЕНИКИ ОЛЕГА ТАБАКОВА
ВОСПОМИНАНИЯ О ТАБАКОВЕ
«Табаков был моим другом. Я думал, что будет после того, как уйдет из жизни Табаков. Это надо выдержать. Это тяжело. Он будет всегда жить, мы должны изучать его, мы должны брать с него пример. Он великий артист не только России, но и мира» .

Валентин Гафт
Актёр
«УЧИТЕЛЯ больше нет... Я счастлив, Олег Павлович, что ты был в моей жизни. Мастер! Мэтр! Великий русский актер! Нам, ученикам твоим, теперь будет непросто... Мы должны быть достойны тебя. Вечная память Олегу Табакову!!!!!»



Сергей Безруков
Актёр
«Я знал Олега очень, очень давно, ещё когда он только начал играть в «Современнике», но и потом в течение жизни мне приходилось неоднократно с ним иметь дело. Могу только сказать, что ушёл великий русский артист, великий! Конечно, это невосполнимая потеря: таких людей и таких артистов бывает очень мало».
Владимир Познер
Журналист
«Уходят... без вас страшно и зыбко... Эпоха... Но Вы навсегда останетесь в наших сердцах, умах, мыслях, у нас и у тех, кто будет жить после нас. Спасибо Вам!»
Елизавета Боярская
Актриса
«Нам всем очень плохо, очень больно... Мы потеряли не просто великолепного Артиста... Мы потеряли Защитника. Олег Павлович всю жизнь истово, самозабвенно, безоглядно отстаивал Театр и его интересы. Для меня лично и для многих актёров Гоголь-центра, окончивших Школу-студию Мхат, он еще был настоящим Учителем, гуру, Отцом. Он всегда был тем, к кому можно обратиться за помощью, и он поможет, к кому можно прийти за советом, и этот совет будет по делу, он был тем, одно присутствие которого в нашей жизни давало силы, уверенность и вдохновение. Теперь его нет. И всем нам будет очень тяжело».
Кирилл Серебренников
Режиссёр
«Спасибо за счастливое время , когда был Вашим партнером на сцене, Олег Павлович! За абсолютные минуты счастья! За бесценные уроки актёрского существования! За пример мужества и силы духа! За нежность Вашу! За доверие! За тепло Ваших рук и тепло Вашего сердца! За то, что просто повезло быть рядом и смотреть и впитывать и учиться! Ещё 17 ноября мы играли «Дракона», а сегодня простились с Вами...»
Игорь Верник
Актёр
«Ироничный. Смешливый. Великого таланта актёр, он никогда не кокетничал фразами о «творческой лаборатории артиста» и прочими возвышенными определениями, и называл свою профессию —
«весёленькое дело»... В эти дни мы все будем вспоминать фильмы и спектакли, которые каждому из нас по-своему дороги. Но из жизни ушёл не только Актер, но и удивительный ЧЕЛОВЕК...Умеющий рисковать и брать ответственность. За свою жизнь он зажёг десятки «звёзд», но и помог сотням людей. Буквально. Едой. Деньгами. Крышей над головой. Олег Павлович был человеком величайшей отзывчивости и сочувствия. Его «нет» было твердым, а на его «да» можно было абсолютно положиться. Светлая память!»

Юлия Меньшова
Телеведущая